19.03.2019

Значение астрономии в современной жизни

Астрономия является одним из популярных предметов среди студентов Казанского кооперативного института. Подробнее об этой захватывающей науке, о ее значении в жизни современного общества расскажут преподаватели кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма ККИ РУК.
Астрономия – наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом. В ходе астрономических исследований перед людьми не раз возникали удивительные загадки. А поиски ответа не только расширяли и углубляли наши знания о Вселенной, но и помогали успешно решать чисто земные задачи. Человек, по своей сути, имеет необычайное любопытство, ведущее его к изучению окружающего мира, поэтому астрономия постепенно зарождалась во всех уголках мира, где жили люди. И, с возникновением вопросов о происхождении всего материального, зарождался и процесс его изучения. Еще до нашей эры интерес к изучению небесной сферы не покидал древних жителей – уже тогда они имели возможность составлять различные звездные карты, по которым легко было определить приближающиеся природные явления. Так, совпадение начала года с восходом самой яркой звезды небесной сферы – Сириуса, предвещало разлив Нила – что играло особую роль в хронологии Древнего Египта.
С помощью небесных светил наши предки находили путь в океане, составляли календари, измеряли время, определяли наиболее благоприятные сроки сельскохозяйственных работ. Астрономические наблюдения помогли людям измерить Землю, составить географические карты. Роль астрономии в жизни человечества была весьма существенна.
Но особое значение астрономия приобрела в наше время, в эпоху так называемой научно-технической революции. Многим достижениям науки и техники мы обязаны именно ей.
Сверхвысокие температуры в десятки и сотни миллионов градусов, чудовищные давления в сотни миллионов атмосфер, колоссальные энергии, огромные плотности, космический вакуум – вот далеко не полный перечень тех явлений и условий, которые как воздух нужны современному физику. Поэтому взгляд ученых все чаще устремляется в глубины Вселенной.
Вселенная все в большей и большей степени превращается в лабораторию современного естествознания, в которой наука черпает новые сведения о физических явлениях. Астрофизические исследования приобретают ведущую роль, уступая традиционным наблюдениям.
Открытие о том, что Солнце и звезды светят потому, что в их недрах происходят ядерные реакции, натолкнуло ученых на мысль о возможности практического использования атомной и термоядерной энергии. И теперь могучая атомная энергия, укрощенная человеком, рождается в многочисленных атомных реакторах, вырабатывает электрический ток, приводит в движение фабрики и заводы, мощные ледоколы. При исследовании Солнца было обнаружено новое, неизвестное до этого четвертое состояние вещества – плазма: газовая смесь из атомов, потерявших часть электронов – ионов, свободных электронов и некоторого числа нейтральных атомов. В дальнейшем оказалось, что плазма довольно широко распространена во Вселенной: мы находим ее в атмосферах планет Солнечной системы, в кометных хвостах, в межзвездном пространстве. А сегодня плазма служит человеку. Созданы плазменные горелки для сварки различных изделий, плазменные двигатели для космических аппаратов, плазменные магнитогидродинамические генераторы для прямого преобразования тепловой энергии в электрическую.
Очевидно, что астрономия и ее методы имеют большое значение в жизни современного общества. Вопросы, связанные с измерением времени и обеспечением человечества знанием точного времени, решаются теперь специальными лабораториями – службами времени, организованными, как правило, при астрономических учреждениях.
Астрономические методы ориентировки наряду с другими по-прежнему широко применяются в мореплавании и в авиации, а в последние годы – и в космонавтике. Вычисление и составление календаря, который широко применяется в народном хозяйстве, также основаны на астрономических знаниях.
Со временем также будут изучены новые явления космоса с возможностью дальнейшего их использования.
На факультете среднего профессионального образования ККИ РУК дисциплина изучается на первом курсе. Однако любительскими астрономическими наблюдениями студенты могут заниматься и вне учебного курса. Это увлечение откроет перед ними окно в необъятный мир космоса, поможет лучше понимать природу, сделает жизнь насыщенней и интересней.
Не исключено, что полученные данные и наблюдения пригодятся ученым. Но если этого и не произойдет, сами занятия астрономией принесут большую радость. Ведь для любителя важно не только получение конкретного результата, но и приобщение к процессу научного исследования, познания нового, процессу, доставляющему огромное эстетическое наслаждение.
Преподаватели астрономии кафедры естественных дисциплин и туризма с радостью поддерживают студентов во всех начинаниях. Их радуют как грандиозные открытия, так и маленькие скромные победы в освоении загадочной дисциплины.
Узнать про главные астрономические явления весны можно здесь.
Удачи в изучении астрономии!