Казанский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Синергия философии и экономики – требование времени

Синергия философии и экономики – требование времени


15.09.2021

      Инновационная природа современной экономики требует ориентации студентов не на механическое заучивание большого объема информации, а на развитие творческого мышления. Доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Казанского кооперативного института, кандидат политологических наук Зуфар Галеев размышляет о значимости философских знаний в профессиональной подготовке экономистов.

     Вопрос о «широте» и «узости» образования – что эффективнее, что востребованнее - активно обсуждается специалистами во всём мире. Эта проблема актуальна в связи с двумя фундаментальными процессами. К первой категории относится глобализация (в условиях которой мировой спрос на образование растет), виртуализация, способствующая формированию мирового образовательного пространства, коммерциализация образования, «практизация» науки, а также внедрение системы непрерывного образования. Ко второму роду процессов можно отнести возрастание интегративных тенденций в научном познании.

    Данные процессы обусловливают потребность в подготовке так называемых «Т-специалистов», то есть специалистов, гармонично сочетающих в себе общую гуманитарную культуру и специальную профессиональную. У них сформирована способность мыслить глобально, но при этом умение действовать локально. Это жизненно необходимо для эффективного управления «сверхбыстрой» экономикой и наукоемкими технологиями в информационном обществе. При этом важнейшими качествами специалиста-экономиста становятся инновационная восприимчивость и адаптационная приспособляемость к непрерывно меняющимся условиям.


   Инновационная природа современной экономики требует и соответствующей системы образования, ориентации студентов не на механическое заучивание большого объема информации, а на развитие творческого мышления. Студенты, конечно, должны уметь хорошо решать тесты, но еще полезнее, когда они сами создают тесты, формулируют и решают профессиональные проблемные задачи. Значительную помощь в этом оказывает им эвристическая функция философии, направленная на формирование поискового, вариативного мышления, способности к нестандартным решениям в нестандартных ситуациях.

   Большую роль играют и другие функции философии. Среди них особо актуализируется аксиологическая функция. В условиях современного общества, когда речь идет о выживании человечества, необходимо в общественной жизни (а в нашем случае, экономической жизни) «ведать правду», то есть соблюдать и устанавливать справедливость, как главное условие и оценочное мерило полноты человеческой жизнедеятельности. Именно здесь также важна встреча философии и экономики.

   Немецкий философ, экономист и социолог Петер Козловски, создавший новую систему философии хозяйства - этическую экономию, сформулировал новый хозяйственно-этический императив: «Поступай так, чтобы твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функции экономики - эффективному снабжению людей благами и предоставлению им возможности самореализации».

   В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый «узкий экономизм», когда экономические реформы проводятся по некоторой умозрительной схеме без учета социально-исторического контекста. Подобные реформы должны осуществляться как часть целостной социокультурной трансформации общества. Необходим учёт всех его особенностей. Реформы не должны претворяться как некие автономные, самодовлеющие и самодостаточные преобразования.

   «Здесь известный тезис «Рынок все поставит на свои места» может сыграть дурную службу. Именно для того, чтобы избежать этой ситуации, необходимо формирование (и самоформирование) у экономиста интегрального мировоззрения, а значит, и аналогичного экономического мышления и сознания. Именно они в результате определённых соответствующих действий переходят в экономическую культуру. Такими постулатами мы руководствуемся при преподавании философских дисциплин на факультете экономики и таможенного дела, а также во внеучебной исследовательской работе со студентами в рамках научного кружка «Философия кооперации», который плодотворно действует на кафедре гуманитарных дисциплин и иностранных языков ККИ», - подчеркивает Зуфар Гумарович.

             

 

Возврат к списку