Казанский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ЕГЭ-лихорадка: Обществознание. Эффективная технология подготовки

ЕГЭ-лихорадка: Обществознание. Эффективная технология подготовки


19.01.2022

   Немногим более четырех месяцев осталось школьникам-выпускникам этого года на подготовку к судьбоносному ЕГЭ. Наиболее популярным предметом по выбору по-прежнему остается обществознание. О технологии подготовки к экзамену по обществознанию в своем обзоре рассказывает к.п.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Казанского кооперативного института Юлия Рыбасова.

   Школа как социальный институт выполняет социальный заказ на образование и воспитание личности и гражданина Российской Федерации. Это, прежде всего, результат культуры качества подготовки современной молодежи к будущей профессиональной деятельности, где главными инструментами высококвалифицированного специалиста будут выступать универсальные и профессиональные компетенции.

   В настоящее время продолжается процесс модернизации образования, который связан с изменениями в Федеральных государственных образовательных стандартах, разработкой рабочих программ преподавания учебных дисциплин, в том числе и обществознания.

    Обществознание – это один из школьных предметов, где закладываются основы нескольких социально-экономических сфер – экономики, политики, права, философии. Его многогранность заключается в том, что школьник должен овладеть большим количеством знаний, понять особенности предмета изучения каждой сферы общества и при выполнении в тестовых частях заданий найти правильные ответы и сохранить логику рассуждения, а также применить аргументы и примеры при написании сочинения – эссе.

                       

   Школьники, выбравшие предмет обществознание, хотят поступить в вузы на гуманитарные (либо экономические) специальности и понимают, что для этого им нужны высокие баллы. Современные образовательные порталы предлагают разные технологии подготовки по предмету обществознания. Очень популярен среди абитуриентов такой портал как «Решу ЕГЭ», также есть открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На этом сайте собраны вопросы по каждому разделу обществознания и, что немаловажно, актуальные примеры по всем типам заданий с развернутым ответом.

   Однако интересно школьнику предложить игровую форму, чтобы он понимал, видел и сам являлся участником процесса четырех изучаемых им сфер общества. Ему могут помочь кейс-технологии.

   Например, учитель со школьниками разбирает вопрос в части 2 № 24. «В социализации индивидов любого возраста определенную роль играет государство». При раскрытии данного вопроса важны обществоведческие знания и факты общественной жизни, с помощью которых школьник должен предложить задачи и пути их решения. С их помощью ученик раскроет особенности демократического государства как агента социализации и опишет соответствующие средства, которые он использует. В каждую страничку кейса собираются материалы, которые включают краткие тезисы и вопросы, составленные самими учениками. Кроме этого, можно в кейс по раскрываемому вопросу сделать и вложить глоссарий терминов.

   Ученика явно заинтересует предложение учителя составить сценарий при составлении плана, например на тему: «Демократическая избирательная система», расписать роли участников и предложить разыграть. Сценарий как часть кейсовой технологии должен корректно формулировать основные идеи, затронутые в теме плана.


  Особенной страницей кейса является написание сочинения-эссе. Иллюстрацией может быть тот же сценарий, куда вкладываются теоретические знания пройденной темы, факты и примеры таких источников как материалы СМИ, интернет-ресурсы, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, театральные постановки, исторические хроники и другие источники, изученные старшеклассником самостоятельно.

   Например, ученику предлагается тема в виде афоризма: «Закон – это союз просвещенности и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую – правительство» (А.Ривароль). Для составления кейса важно сделать хорошую подборку теоретического материала: что есть закон, каковы особенности союза просвещенности и силы, какую важную роль играет народ и правительство. Далее необходимо совместно проанализировать тезис, возможно, в форме дискуссии о важности и законодательной роли единства народа и правительства. А после дебатов – предложить свои рекомендации по качественному описанию темы предложенного афоризма.

   Таким образом, качество подготовки к экзамену по обществознанию зависит от совместной работы учителя и ученика, от предложенных интерактивных образовательных технологий, которые должны работать на результат каждого урока. Важно создать обстановку диалога «учитель – ученик», правильно подобрать ресурс поиска учебных материалов. Но, что особенно важно, должна быть обратная связь – и тогда без пяти минут абитуриенты вскоре уверенно станут студентами.

                 


Возврат к списку