С юбилеем: Путь к совершенству Дафика Фатыховича Хафизова
С юбилеем!
Есть на земле категория людей, которые не хотят и не умеют плохо работать. И за какое бы дело они ни брались, всегда стремятся к совершенству. Таким человеком является Дафик Фатыхович Хафизов -преподаватель экономики Казанского кооперативного института, ветеран труда, заслуженный экономист ТАССР, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор экономических наук, профессор.
5 сентября Дафик Фатыхович отметил свой день рождения – ему исполнилось 80 лет. В связи с юбилеем библиотекарь нашего института организовала беседу с легендарным профессором, предлагаем ознакомиться.
- Вы потомок деревни с уникальным названием «Четыре двора», который находится в Чистопольском районе республики Татарстан. Расскажите нам об истории своего села.
- В моей родной деревне, где я родился и вырос, работал в родном колхозе, было всегда больше 100 дворов. Откуда возникло такое название, неизвестно. Только в Башкирии существует целый район с одноимённым названием – Дюртюлинский. Четыре двора - деревня с глубокими историческими корнями. Ещё во времена Ивана Грозного село было большим и крупным. Издревле это чисто сельскохозяйственный населенный пункт.
- Мы, молодежь, часто называем свою родину местом силы. Является ли Четыре двора таким духовно-богатым и энергетически-подпитывающим местом для вас?
- Да, на самом деле это так. Я каждый год езжу в свою родную деревню. Даже родственники, которые уже давно разъехались по разным городам и районам республики, по разным регионам России, приезжают на встречу родных и близких. Каждый год мы приезжаем в родное село, наслаждаемся встречей друг с другом, получаем удовольствие от душевных разговоров. Мы обязательно посещаем родные места, ходим на местное кладбище, на могилы своих родителей.
- Есть ли на вашей родине уголки природы, где вы, как и раньше, в детстве, любите отдыхать, набираться сил и энергии?
- На моей родине раньше было два больших озера. Они находились на разных концах деревни. Мы, ещё юными мальчишками, уже с конца апреля купались в этих озёрах. Это незаменимые воспоминания для меня.
Весной на лужайке возле озера мы часто устраивали встречи с деревенской молодёжью, играли в разные игры, пели, веселились. В то время на деревне ещё не было другого места для сборов. Возле села росли большие лесные полосы, где мы юными любили гулять. Мелиораторы сделали пруд, где мы часто рыбачили.
- Расскажите нам о своих родителях. Кем они были, чем занимались? Большая, крепкая ли была ваша родная семья?
- Отец и мать всю свою жизнь работали в родном колхозе «Ярыш» рядовыми колхозниками. Отец очень гордился тем, что ему было присвоено звание «Почётный колхозник». Его, как передового работника, отправляли в столицу Москву на ВДНХ. В семье нас было 8 детей, трое из которых умерли ещё в детском возрасте, пятеро остались жить. Маме, даже если у неё были маленькие грудные дети, всё равно было необходимо работать.
- Как воспитывали Вас ваши родители? Какие методы воспитания родителей вы запомнили?
- Трудолюбие в первую очередь. Во-вторых, ответственность. Отец не бил, но своими наставлениями он так воздействовал на нас, что нам было неудобно что-то делать неправильно, что-либо нарушать. Он был человеком с твёрдым характером, поэтому мы не хотели увидеть в нём недовольство нами.
И, конечно же, родители нас очень сильно любили.
- Вы родились в тяжелые для нашего общества военные годы. Помните ли вы о том суровом и тяжелом времени? Участвовали ли в ВОВ кто-либо из вашей семьи?
- Отец и его три брата ушли на фронт в первые дни Великой Отечественной войны. Отец воевал на Ленинградском фронте, где был сильно ранен. Очень долго ему пришлось лечиться в госпиталях. Нога его сильно беспокоила, отца уже невозможно было призвать. Всю оставшуюся жизнь он не мог нормально ходить. С войны раненым вернулся один из братьев. А двое братьев так и не вернулись, пропали без вести.
Я родился в 1944 году. Могу многое рассказать о послевоенном времени становления. В нашей деревне была сельская семилетняя школа. Она находилась рядом с нашим домом, я там учился. По окончанию 7 классов, нам выдали Свидетельства. Потом нужно было либо учиться дальше, где есть средняя школа, либо оставаться работать в колхозе. Я решил поработать в колхозе. Только учителя мне всё время говорили, что тебе надо продолжить обучение, мол, хорошо получается. И в нашей деревне открыли школу сельской молодёжи. Тогда было такое веяние. И школа стала восьмилетней. При школе открыли вечернюю среднюю школу. Мы могли днём работать в колхозе, а вечером учиться в вечерней школе.
После окончания 9 класса нашу школу в деревне, к сожалению, закрыли. Аргументировали это тем, что мало учащихся и финансировать школу стало невыгодно. Нас осталось 4 учеников. Мы решили обратиться в отдел образования своего района и попросили дать возможность получить среднее полное образование, доучиться и окончить 10 классов. Нам дали разрешение учиться в школе соседней деревни, где специально для нас открыли вечерний 10-ый класс. Таким образом, днём мы работали, а вечером отправлялись на учёбу. Так я окончил 10 классов.
- Расскажите нам о своих школьных учителях.
- О школе, школьных учителях у меня остались только приятные воспоминания. Учителя всегда видели во мне тягу к учёбе. К концу 6, 7 класса пошли общие предметы. Помню, учитель русского языка лично задавала мне дополнительные домашние задания. «Учи, учись, у тебя получится!» - часто повторяла она. Также директор школы внёс большую лепту в мою учёбу. Он по-отечески относился ко мне. «Тебе, сын мой, надо после школы обязательно продолжить учиться!» - любил он наставлять.
- Как возникла идея стать преподавателем? Была ли ранее, как сейчас, большая возможность выбора института?
- Раньше к нам в село приезжали студенты-практиканты с Казанского сельско-хозяйственного института. В те года я работал в колхозе и часто с ними встречался, общался. От них я узнал, что в Казани есть хороший институт с актуальным факультетом – агрономическим. Я отправил своё заявление на поступление по почте. Ответа от института очень долго не было. Я решил поехать и сам всё разузнать. Оказалось, что в институте открыли новый факультет – экономический и мои документы передали на этот факультет, мне предложили пойти учиться на экономиста.
До экзаменов оставалась всего лишь неделя. Мне было необходимо сдать экзамен по математике, а я готовился по другим предметам. Вступительные экзамены я сдал успешно. Первый год был очень тяжелым для меня, я всё же был вечерником. После 5 лет учёбы меня направили на длительную производственную практику в Мензелинский район, экономистом одного из колхозов. В то время экономистов в колхозах ещё не было, мы были одними из первых. В 1968 году также по направлению я уехал в Альметьевский район старшим экономистом. К тому же меня избрали Секретарём Комсомольской организации.
Чуть позже меня пригласили в Областной Комитет Комсомола в Казань, где я проработал более года. Мы с супругой начали жить в столице. Она училась на третьем курсе сельскохозяйственного института на экономическом факультете. Я сначала проработал заведующим кабинета политэкономии, потом поступил в аспирантуру. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию. Всю жизнь я преподавал экономику, научную организацию труда и управление сельскохозяйственным производством, а также связанные с экономикой предметы. Эти предметы были актуальными.
- Вы - строгий преподаватель?
- Я был и сейчас очень строгий преподаватель. Если кто часто опаздывает на занятия, пропускает без уважительной причины, я не допускаю к экзаменам. Иной раз по 6-7 рефератов заставляю сдавать.
- Как по вашему мнению, какая сейчас университетская молодежь? Есть ли у студентов тяга к знаниям?
- В наше время институтов было мало, а поступающих много. Конкурс был очень большой, отбирали самых способных. Сейчас, к сожалению, стремление к учёбе у молодёжи ниже, чем раньше. Конечно, есть одарённые студенты, есть и безразличные к учёбе.
- Исходя из вашего жизненного пройденного пути, как вы считаете, в чём сила знаний? Важно ли быть образованным сейчас?
- Образованным надо быть всегда! Если ты образован, то чувствуешь на уровне современных требований общества, активно участвуешь во всех событиях. Человек, когда учится, не осознаёт, что это важно и нужно. Только когда начинает работать, чувствует эту необходимость.
- Ваши родные, они также, как и вы, работают в сфере образования?
- Супруга моя окончила экономический факультет Казанского сельскохозяйственного института и много лет проработала экономистом. Дочь также училась в этом институте. У меня есть две внучки, которые тоже закончили экономический факультет и работают экономистами в разных сферах. Было время я даже контролировал их учёбу. Сейчас у меня уже есть правнук, правнучка. Меня очень любят и уважают в семье.
- Какой у вас общий стаж преподавания? Стаж преподавания в нашем ВУЗе?
- Я преподаю уже около 50 лет. Более 12 лет работал деканом экономического факультета в Казанском сельскохозяйственном институте. Последние 7 лет преподаю в Казанском кооперативном институте. Также являюсь членом Диссертационного Совета. Сейчас у меня более 100 трудов. В основном, это литература на экономическую тему, на тему кооперации.
- Охарактеризуйте пожалуйста, кооперативное движение тех времен и кооперацию сейчас. Сильна ли разница.
- Раньше в сельском хозяйстве кооперация была в форме колхозов. Поскольку в стране было Плановое централизованное управление и задания доводились до колхозов четко и регламентированно, членам колхозов что-то делать самостоятельно было невозможно. Они прежде всего должны были выполнить доведённое задание.
Президент России Борис Ельцин говорил, что мы создадим миллионы крестьянских хозяйств и они накормят страну. Через 5 лет почти на 50% сократилось производство продукции. В Правительстве поняли, что оказывается надо развивать и укрупнять кооперативы.
Сейчас существуют Законы о сельскохозяйственной кооперации, о потребительской кооперации. Государство оказывает поддержку кооперативам. Я считаю, что этой поддержки мало. Если стране нужны разные продукты в большом количестве, если мы хотим их продавать другим, то для этого надо создать возможности для производства продукции в больших количествах. В системе материальной поддержки сельскохозяйственных кооперативов, в том числе и крестьянских хозяйств, потребность огромная.
Зато сейчас кооперативы гораздо лучше, чем были раньше. Развиваться и работать возможностей стало гораздо больше. Например, есть у нас хорошие кооперативы по производству плодов и ягод, которые организовали капельное орошение. Они экономно льют воду. Да и руководители кооперативов научились эффективно вести хозяйствование. Учиться надо постоянно! Каждая новая ситуация, новая трудность создаёт возможность для роста. Надо учиться выживать.
- Вы являетесь очевидцем эпохи роста и развития столицы нашей республики Казани. Охарактеризуйте пожалуйста тот город, в который вы приехали и тот город, где вы обосновались, сейчас? Что для вас значит Казань? Ощутимы ли преображения?
- Раньше зимой бывало город был весь в снегу, аж по тропам не пройдешь. Строения стояли старого типа, больше сельского вида дома. По Баумана ходил общественный транспорт, автобусы, троллейбусы, полно народу. Сейчас Казань обновилась, построили много нового. Город стал другим, неузнаваемым, краше.
- Сегодня Вы - профессор, доктор экономических наук. Вы- представитель науки, татаро-язычный представитель научного общества. В этом году Вы отпраздновали свой 80-летний юбилей, поздравляем Вас! С сегодняшней высокой ступени своей жизни, кому бы вы преподнесли слова благодарности за успехи в своей жизни?
- Я прежде всего благодарен своим родителям. Отец наставлял меня: «Решай сам, как будешь жить! Будешь всё время, как мы, работать у кого-то в подчинении или учиться и достичь высот. Если уж твои учителя говорят, что у тебя хорошо складывается с учёбой, я не возражаю. Учись».
Родители дали мне возможность выбора. Материальное положение моей семьи было трудным. Я приехал в Казань в тряпочных туфлях, в деревенской одежде. Ночами мне приходилось разгружать вагоны с грузом, чтобы я смог купить и надеть белую рубашку в институт, привести себя в порядок, выглядеть как настоящий городской студент.
Я очень благодарен своим учителям, директору школы, которые были очень требовательны ко мне. Благодаря им я понял, что нужно учиться. Это стало для меня потребностью.
- В юбилейный год мы искренне хотим выразить наше безграничное уважение и восхищение к Вам! Вы прекрасно выглядите, и Ваши глаза по-прежнему светятся молодым огнем! От всего сердца желаем Вам долгих и счастливых лет в кругу родных и близких! Здоровья Вам, радости и добра!